Выборы и деньги

Выборы и деньги

Политтехнолог Евгений Маклаков о цене избирательной кампании.

Отшумели очередные выборы в России. Пропали баннеры с изображением кандидатов и логотипов партий, очищены от агиток и газет почтовые ящики. Подведены цифровые и PR-итоги. Фактически уже поделены мандаты. Но хотелось бы напомнить, что за всем этим процессом стоят огромные деньги партий, политиков и финансово-промышленных групп, которые их поддерживают. Рынок политконсалтинга и выборов в России (исключая расходы избирательных комиссий всех уровней) достаточно большой. И достоверных данных по нему нет.

На самом деле не секрет, что денег это стоит немалых. Разброс цен у разных партий и кандидатов весьма значителен.

Например, избирательная кампания в областной парламент Челябинской области, по моим данным, стоила от 10 до 20 млн. Это минимальные цифры. В реальности многое зависит от того, насколько человек известен, идет ли он самовыдвиженцем, которому придется преодолевать множество административных барьеров, или от какой-либо парламентской партии, которой не надо собирать подписи. Так как сбор подписей «съедает» серьезную долю бюджета кампании. В среднем кампания самовыдвиженца обходится в два-три раза дороже.

Действующие депутаты находились в гораздо более выгодном положении, чем избирающиеся впервые. У них были возможности использовать административный ресурс, СМИ, где они рассказывали о том, сколько приняли важных законов, выбивали деньги на округ и т.п. Это снижало расходы на агитацию.

По закону собрать и потратить на свою кампанию можно не больше 15 миллионов. Однако многие его обошли, начав кампанию задолго до официального старта. В этом случае траты на встречи с избирателями, проведение мероприятий не попадают под закон.

В этом году режим повышенной готовности, вызванный пандемией коронавируса, значительно усложнил проведение массовых мероприятий, но одновременно сократил эту статью бюджета. Хотя многие политики и партии в этот период коммуницировали с населением через волонтерскую помощь и раздачу различной гуманитарной помощи.

Одна из самых дорогих расходных частей сметы – реклама и публикации в средствах массовой информации. По разным оценкам это четверть бюджета.

Но и здесь в этом году ситуация внесла свои коррективы. Самоизоляция развернула огромную часть населения (избирателей) к интернет-коммуникациям.

Доля людей, получающих информацию преимущественно из интернета и социальных сетей, значительно выросла (по разным опросам в Челябинской области от 40 до 60% в сельских территориях и до 80% в городских). А доля личных коммуникаций резко снизилась. Но при этом ни один кандидат и партия в регионе не провели системную, серьезную агитационную кампанию в интернете. Эта ниша осталась пустой.

Сюрприз штабам и кандидатам преподнес в этом году ЦИК, рекомендовав провести трехдневное голосование. Это автоматически увеличило расходы на наблюдателей и членов комиссий с совещательным голосом.

Что касается стоимости работ политтехнологов. В России таких данных нет (в отличие от США, где существуют публичные рейтинги самых богатых политтехнологов). Как нет и одинаковых расценок. Ценник, как правило обговаривается индивидуально с клиентом и чаще всего он зависит от многих составляющих.

Но даже средний по меркам политического рынка гонорар удивит обывателя.

Есть четыре условных категории расценок услуг политтехнологов:

  1. 100-150 тыс. в месяц. Это, как правило дистанционный формат ведения кампании, с выездом в территорию раз в месяц, либо ведение кампании спойлера.
  2. 150-300 тыс. в месяц. Цена сопровождения слабоконкурентной кампании муниципального или регионального уровня. В этом диапазоне стоит консалтинг и малых политических партий.
  3. 350 – 500 тыс. в месяц. Стоимость профессионального политконсультанта. Здесь может быть заложена и часть суммы тому, кто ангажировал специалиста на избирательную кампанию.
  4. От 500 тыс. до 1 млн. и больше в месяц. Ценник услуг раскрученных политтехнологов, работающих с субподрядами в регионах, включая серьезные откаты.

Это все, конечно, очень условно. На рынке политконсалтинга все индивидуально и нет единой тарифной сетки.

В следующем году предстоит масштабная кампания по выборам депутатов Государственной думы РФ. И здесь цена кампании будет начинаться минимум со 100 млн руб. Так как эти выборы прежде всего медийная история, а цены на размещение в федеральных СМИ у нас «космические».

Евгений Маклаков, руководитель проекта «Мандатрф.ру»

Источник https://www.kommersant.ru/doc/4508847

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *